Михаллна

Он на глазах легко меняет цвет
и изменяется внезапно.
Цветок неверный он,
изменчивый цветок,
что называют - сердце человека.

 

 

Ориентиры  

Живое пространство терапии / Рай / Здоровая рецептура / Мифология клиента / Интервью / Про жизнь / Гештальт / Автобиография / Психологическая адвокатура

Гештальт

"Этот незнакомец гештальт"
Немецкий психолог Вольфганг Келер в 1913 году заявил принцип гештальта "Целое не равно сумме его частей". Гештальт - общая конфигурация - термин может быть приложен за рамками области чувственного восприятия к любой организованной целостной структуре (энграмме - структурное и функциональное изменение, возникающее в центральной нервной системе привоздействии на организм каких-либо раздражителей и сохраняющееся длительное время). Для экпериментальных законодателей гештальта Вертхеймера, Коффки и Келера гештальт представлял собой любую встречающуюся в природе организованную целостную систему или функциональное целое. Структура "фигура-фон" представляет собой особый случай гештальта, который имеет место в процессе восприятия. Курт Левин - определял гештальт как все "жизненное пространство" индивида, включая внутрипсихические структуры и процессы, не поддающиеся непосредственному наблюдению или точному определению. Гольдштейн определял двигательный акт, следующий в качестве реакции на стимулирование, как образование фигуры, происходящее на фоне общего физиологического состояния организма. Создатели теории гештальта на заре 20 века доказывали, что воспринимаемый образ формируется прежде всего под воздействием динамических свойств самих стимулов. Келер утверждал, что целое фундаментально отличается любой возможной суммы его частей. Вертхеймер - структура гештальта такова, что изменение одной его части обязательно влечет за собой изменения в остальных частях и в самом целом; части гештальта не являются изолированными компонентами, не зависящими друг от друга. Характеристики целого определяют характеристики каждой его части и ее функции в этом целом, а характеристики различных частей целого взаимозависимы. В теории гештальта анализ идет сверху вниз: эта стратегия признает первичность целого.

Гештальт сформировавшись на принципах психологии восприятия, вобрал в себя и концепцию Вильгельма Райха о связи тела и разума. В ее основе лежит предположение о том, что чувства являются непроизвольными физиологическими явлениями. У человека нет выбора относительно их существования, но у него действительно есть выбор относительно их выражения. Райх называл мышечной броней, возникающее напряжение, в следствии подавления нежелательных эмоций. При расслаблении мышц (мускульных групп) освобождается энергия, ослабляется напряжение и эмоции выражаются. Например, в терминах Райха, человек будет помещать эмоциональные ответы в телесную мускулатуру через процесс, называемый ретрофлексией или "возвратом к себе". Гештальт приветствует воплощенность собственных эмоций в теле, и даже экспериментирование в режиме терапевтической работы. Мысль в Гештальте не рассматривается ни в отрыве от эмоций, ни в отрыве от тела. Гештальт тотально заинтересован в осознавании ответов в процессе жизнедеятельности на четыре ключевых вопроса: -Что ты делаешь сейчас, что
ты ощущаешь в данный момент, чего ты избегаешь сейчас, что ты хочешь?

Из дзэн, даосизма, буддизма Гештальт впитал философское содержание, оттачив форму психологического метода. Содержание концепции проживания и получения опыта "здесь и сейчас" не означает, что прошлый опыт не важен, но он в большей степени рассматривается как фактор, влияющий на происходящее в данный момент. Восприняв парадоксальный взгляд на изменение, Гештальт тем самым заявил о сопричастности к пониманию восточного миропонимания. Когда человек достигает точки застоя или "тупика", обычный ответ проскочить или противостоять настоящей ситуации – поддерживает тупик. Парадокс изменения состоит в том, что движение снова имеет место, когда человек обнаруживает себя здесь и сейчас, когда он позволяет себе быть в данный момент, то есть когда он принимает свою ситуацию, как "тупиковую". Дзэнский диалог демонстрирует возможный вариант "западного" гештальтского взаимодействия с окружающим миром. "Наставники дзэн учат своих юных учеников выражать собственные чувства непосредственно. Когда-то в двух разных монастырях дзэн воспитывались два мальчика. Один из них, идя, как обычно, утром за овощами, повстречался с другим: -Куда ты идешь? ответ :-Куда ноги несут. Первый мальчик был озадачен и попросил совета у учителя. –Завтра утром,- сказал учитель, - когда увидишь его опять, задай ему тот же вопрос. Он ответит тебе так же , а ты тогда и спроси: "А если бы у тебя не было ног, тогда куда бы ты шел?" Это застанет его врасплох. Утром дети встретились снова: -Куда ты идешь? – Куда ветер дует. Этот ответ смутил ребенка, и он рассказал учителю о неудаче. _ А ты спроси, куда бы он шел, если б ветра не было. – предложил учитель. Наутро дети встретились в третий раз. –Куда ты идешь? _На рынок за овощами".
Незнакомец Гештальт проявился для тех, кто впервые о нем слышит.

Ценности "Хорошего Здоровья" в гештальте:
1.Жить "сейчас", в настоящем времени осознавая, что происходит с собственными чувствами, ощущениями в теле и каков мыслительный процесс.
2. Жить "здесь", тотально и ответственно пребывая в данной ситуации.Ситуация является стечением жизненных обстоятельств в данное время, обьединенные единым контекстом.
3. Принимать себя таким, какой я есть.Гештальт выделяет право человека отличаться от других людей.Важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам сделаю из того, что сделали из меня. Мое человеческое достоинство формируется в зависимости от моего личного отношения к тому, что произошло со мной в моей собственной жизни.Я сам наполняю смыслом каждый поступок своей жизни. И если я стремлюсь измениться, то оставаясь только самим собой, именно самим собой и никем другим.
4. Воспринимать и взаимодействовать со своим окружением, какое оно есть, а не каким бы хотелось, чтобы оно было.Мой поступок в ситуации является внешне проявленным взаимодействием с реальностью.
5.Быть честным с самим собой.
6. Выражать то, что ты хочешь, о чем ты думаешь, что чувствуешь, а не манипулировать собой и другими при помощи рационализации, ожиданий, судейства и искажений.
7. В полной мере испытывать все чувства и эмоции, которые возникают, как приятные, так и неприятные.
8. Не принимать тех внешних требований, которые входят в противоречие с собственным лучшим знанием о самом себе.
9. Использовать слово "соответствующий" как критерий собственного выбора.

 

Психологическая помощь, консультации и обучение Татьяны Балуевой
г. Геленджик, телефон: +7 928 441 5487
e-mail: tbalueva@yandex.ru

Minima

 
Hosted by uCoz