|
||||||||||
|
118 способов прожить свою собственную жизнь
Способ — окружайте себя живыми людьми, как подсолнух поворачивается к солнцу, так и ваше направление — к живому...Надежда Михайловна Иванова, учитель английского языка средней общеобразовательной школы № 5 – одна из девяти учителей Геленджика, заслуженно награжденными премиями по 100 тысяч рублей из федерального бюджета. 29-летний плодотворный труд на поприще педагогики – таков вклад в профессионализм неутомимо жизнерадостной Надежды. Возможно фраза Антона Чехова, что "в человеке все должно быть прекрасно : и лицо, и одежда, и душа, и мысли" давно набила оскомину, но увиденное воплощение в реальности этой идеи, всегда безумно радует. Подтянутая, бодрая и по-настоящему живая с заинтересованным открытым взглядом учительница – Надежда Михайловна соответствует самому взыскательному требованию современности к педагогу. Дети — какими были, такими и остались: любознательными или лентяями, "забияками" или "ангелами". А вот учителя меняются и теперь – это яркие личности, уверенные в себе лидеры, способные передать технологию жизни. Надежда Михайловна много лет работает, так сказать, "без двоек", то есть ребенку всегда предпочитает давать шанс продемонстрировать свое усердие – на следующем уроке. Чтобы отрицательная оценка не оставила в неокрепшей душе ребенка "рану" – не обидела и не унизила достоинство человека, Надежда Михайловна предлагает варианты – дополнительное задание, следующий урок, самостоятельная работа. А для юношеского возраста – 11-классников, учительницей введена и плодотворно работает зачетная система, основанная на пяти принципах. Эти принципы, больше похожи на критерии успешной жизни – безоговорочное положительное отношение к ученику дает всходы в высокой самооценке будущего взрослого человека. Доверие между учащимся и учителем вырастает в крепкий мост партнерских отношений взрослых людей. Самоуважение – как зародыш уникального переживания "я проживаю достойную жизнь, в которой являюсь ценностью". Ответственность распространяется на каждую мысль и действие, из которых каждый человек ткет свою уникальную жизнь. И последним принципом системы является возможность ученику выбирать и самостоятельно регламентировать время и род занятий на уроке. Может именно благодаря тому, что система безотказно работает, Надежде Михайловне никогда ни с кем не борется. В ее личной философии присутствует понимание, что глубоко личным делом каждого человека является – как жить. Но своим собственным примером, она убедительно подтверждает дальновидную поговорку: "хорошую репутацию трудно заработать, но она работает на вас всю жизнь, а плохую завоевать - легко, но потом отмываться будете всю жизнь". По глубочайшему убеждению Ивановой – все нужно делать вовремя. "Я ведь никогда не думала, что президенту придет в голову идея – наградить учителей денежной премией. Но когда пришло время подавать документы – оказалось, что у меня все есть – в конференциях и в конкурсах участвовала, ученики – участники олимпиад - есть, хороших учеников – навалом. Открытые уроки – показывала, практикантов – приглашала, кабинет оформила, даже поездки заграницу были, в которых училась уму-разуму. Собрала материалы воедино. И получилось, что среди тысячи учителей, только девять сумели все обобщить. А премия для меня – как ложка к обеду, то есть человеку в преддверии пенсии - достойное и справедливое завершение педагогической деятельности. Я считаю, что работу учителя можно оценить, это для многих молодых учителей будет толчок – как готовится к подытоживанию собственной деятельности". Конечно, невозможно чужой опыт повторить, потому что опыт – личностное постижение. Но идею использовать можно. Как и в 1993 году, будучи в Англии, Надежда Михайловна познакомилась с философией колледжа, где все сконцентрировано на ученике. Поэтому Иванова умеет разговаривать с учениками на их языке. При знакомстве с родителями Надежда Михайловна предупреждает, что она - человек неоднозначный, к которому надо привыкнуть. Но ее каждодневное настроение пластично - оно адекватно тому, что ежедневно происходит в школе – этом живом организме. А сильная "закваска" такой гибкости произошла давно, когда, приехав с Дальнего Востока в Геленджик, Иванова начала работать в школе № 12 – пионервожатой, то есть той, которая умеет петь, рисовать и танцевать – фейерверк и петарда в одном "флаконе". И работала она с таким удовольствием и азартом, что награждена грамотой министерства просвещения РСФСР, знаком ЦК ВЛКСМ – "пионерскому вожатому за работу". Даже эстонский пионерский лагерь под Нарвой – рукоплескал на конкурсах геленджикской неутомимой Ивановой. И поэтому как никто другой, знает Надежда Михайловна, истинную цену древней китайской мудрой поговорке: "дайте человеку рыбку, и вы накормите его на один день, а если научите пользоваться удочкой – накормите на всю жизнь". Ее ученики, как и она сама, комфортно занимаются в прекрасно оборудованном кабинете, где мебель – из личного багажа Ивановой, а рабочие атласы присланы друзьями из Англии. И это обязывает учеников заниматься здесь только хорошо, потому что материалы и видеотека действительно хороши. Среди такой благоприятной атмосфере немудрено совершить уникальную авантюру – написать английской королеве. И 31 марта сего года пятиклассниками школы №5 ответ получен. В письме честно было сказано, что"...королеве невозможно персонально отвечать на многие приходящие ей письма, но ей было интересно узнать о том, что вы знакомитесь с британским языком и британской культурой. Королева надеется, что для вас станет возможным посетить нашу страну и благодарит за доброту, что вы написали королеве". Вот и с Надеждой Михайловной случилось практически идентичное – президент России благодарит ее за тщательное и творческое выполнение профессиональных обязанностей и надеется, что ее пример послужит добрым зачином для других педагогов. |
|||||||||
|
||||||||||