|
||||||||||
|
Татьяна Балуева — Журналистские статьи
Счастливое детствоВ 1917 году российский педагог Константин Вентцель стал автором первой в мире Декларации прав ребенка. В этом документе было заявлено, что ребенок имеет право на жизнь, защиту, счастье и свободу. Поводом вспомнить о детских правах стал праздник, отмечаемый в первый летний день – 1 июня – Международный день защиты детей. Современное общество разделилось на мир взрослых и мир детей, между которыми большая возрастная и смысловая пропасть. Сказать, что ребенок - маленький человек, который знает и умеет меньше взрослого, значит забыть, что он - иное особенное существо с качественно иной психикой. А источником развития детей все же является среда и культура взрослых. Ребенок старается понять - хорошо ли быть взрослым и если смысл к этому стремиться? И взрослый вынужден придумывать, как приобщить ребенка к своему миру и своим смыслам. Но ситуация усугубляется тем, что взрослая жизнь – изнуряющая работа, конфликтные взаимоотношения, неудовлетворенность собственным существованием, которую дети чувствуют. Такие условия выступают для детей в непривлекательном виде. И все же сегодня приоритет для взрослых и детей – жить полной жизнью, ощущая себя счастливыми и благополучными. Ребенок станет самостоятельным человеком, если взрослые терпеливо поддержат его, откликаясь на его просьбу: "Помоги мне это сделать самому". Взрослым для счастливого детства необходимо создать благоприятные условия. Каким образом? Специалисты, профессионально сопровождающие детство, высказались на тему счастья наших детей. Светлана Федоровна Камшук – заведующая педиатрическим отделением детской поликлиники с 43-х летним трудовым стажем. Этот уважаемый специалист, привыкший не только всегда трудиться, но и ежедневно делать обязательную гимнастику, в которую включены тибетские упражнения. Взрослый сын Светланы Федоровны называет маму солнышком, которое всегда светится и улыбается. - Взрослым необходимо уважать интересы ребенка и не ущемлять его мнения. Родителям можно стать авторитетом для ребенка только личным примером, а не давлением и притеснением детских потребностей. Приучая ребенка к ежедневному труду, доводя любое начинание до конца, не унижая его при неудачах, можно гармонично развить подрастающее поколение. И главное, что вокруг ребенка, образно выражаясь, воздух должен быть теплым, благодаря чему создаются спокойные отношения. Родителям следует понимать что, ссорясь при детях или высказывая противоположные мнения по любому поводу, тем самым они создают ребенку дискомфортную и напряженную жизнь. Анатолий Степанович Мерзляков – заслуженный работник физической культуры и спорта Кубани, 20 лет проработавший в Геленджикской детско-юношеской спортивной школе и подготовивший плеяду спортсменов греко-римской борьбы. - Тренер для мальчишек становится примером мужских качеств. Приходиться выполнять не только тренерскую функцию, но и воспитательскую - где-то погладишь по голове, поддержишь добрым словом. Но я поражен противоречивостью взрослых, которую дети видят: в спортивной школе к ним обращаются уважительно, а дома создана атмосфера неблагополучия. Как и чему воспитывать, когда здесь одно демонстрируется, а в семье детей ждет совсем другая обстановка. Хотелось бы, чтобы материальная сторона дела тоже была на высоте, потому что детям необходимо свою двигательную активность развивать не на словах, а используя качественный спортивный инвентарь. Антонина Николаевна Алексеева – воспитатель детского сада «Солнышко», с 50-ти летним стажем педагогической деятельности, награжденный значком «Отличник народного просвещения». Классный руководитель юной Тони зорко определила наклонность девочки-семиклассницы к педагогике, предложив продолжить образование в педагогическом училище, затем институте. Антонина Николаевна на всю жизнь осталась верна выбранному пути. За 30 лет работы в детском саду она постоянно встречает теперь уже повзрослевших своих воспитанников. Чтобы оставаться бодрой и жизнедеятельной активно Антонина Николаевна занимается аэробикой, любит банную процедуру, плавает в море, поет русские песни в кругу дружной семьи. - Улыбка ребенка является гарантом счастливого детства. Поэтому мое педагогическое кредо – чтобы дети были здоровы и улыбались, когда приходят в детский сад. И обязанность взрослых развить богатейшие задатки ребенка, научив в окружающем мире видеть интересные возможности. А чтобы у детей было детство счастливым – ими нужно заниматься, но не заставлять учить, например, несколько языков, или к трем годам научить читать. Просто нужно взять ребенка за руку, идти по набережной, смотреть на закат и разговаривать, спрашивая, что он видит. Нужно предоставлять ребенку инициативу - самостоятельно рассказывать об окружающем мире. Больше спрашивать у детей, а не самим взрослым рассказывать о том, что происходит вокруг. Наши дети смотреть смотрят, слушать слушают, но очень невнятно и несвязно говорят. Поэтому когда дети самостоятельно прочитали книгу, взрослые могут поинтересоваться, что привлекло ребенка в ней. Когда я сравниваю собственное послевоенное детство с современным вижу, что разница колоссальная. Раньше мы были свободными, потому что самостоятельно распределяли свое время и не зависели от родителей, которые просто много работали, а дети были предоставлены сами себе. Сейчас же родители очень пекутся за детьми, и они растут изнеженными. Мы были бережливее, потому что многого не хватало, а сейчас всего хватает и поэтому дети не ценят то, что им достается легко. Такое благополучие может с ребенком злую шутку сыграть. Сейчас взрослые больше боятся за сохранность паркета и вещей, нежели развивают свободу и самостоятельность детей. Ольга Николаевна Запорожец – заместитель директора по методической работе ЦРТДиЮ «Эльдорадо», педагог «объединения керамики». С 1998 года воспитанники центра участвуют в акциях благотворительной организации «Незабудка», перечисляя самостоятельно заработанные деньги на нужды малообеспеченным семьям, инвалидам. Также воспитанников центра, занимающихся керамикой, приглашают в воскресную школу при церкви Преображения Господня, где они расписывают пасхальные яйца. - Когда взрослые подскажут детям, что следует исправлять недостатки у себя и не замечать недостатков у других, то это изменит позицию воспитания. Если мы будем учить детей видеть прекрасное, то в их жизни негатив останется незначительным. И дети сами смогут собирать вокруг себя прекрасное, в том числе прекрасных друзей. Надо учить их милосердию, которое проявляется в оказывании помощи другим людям. И тем, что дети общаются друг с другом на занятиях по интересам в клубах, центрах, мы – взрослые предоставляем им возможность найти общий язык. Вадим Витальевич Миленький – педагог дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы. - В жизни, образно выражаясь, бывают и тучки, поэтому детей надо готовить к преодолению трудностей, к потерям, переживаниям и разочарованиям. Необходимо воспитывать понимание, что в жизни есть разные стороны, и на их пути встретится не только счастье. Например, чем дольше ребенок занимается одним видом спорта, тем перспективнее, но и сложнее становится эта деятельность. Чем дальше, тем приятнее и больше возможностей у ребенка реализоваться. Ребенку обязательно надо показать перспективу, чтобы ему хотелось больше вкладываться. И тренер также как учитель или отец становится ребенку примером. Татьяна Балуева
|
|||||||||
|
||||||||||