|
||||||||||
|
Татьяна Балуева — Журналистские статьиХрупкое чудо мандалыЧтобы воочию познакомиться с одним из постулатов буддизма — идеей о непостоянстве и мимолетности всего сущего, я отправилась в Краснодарский историко-археологический музей имени Фелицина на выставку о Тибете. И даже решилась усугубить остроту знакомства с буддизмом неопределенностью путешествия автостопом. Ведь буддисты говорят, что моментом зачатия предопределена лишь генетика человека, а все остальное находится в постоянном изменении. Поэтому человеку необходимо действовать в соответствии с обстоятельствами. "Какой будет ваша жизнь? До последней минуты, последнего вздоха этот вопрос не решен", — помнила я высказывание Его Святейшества Далай-ламы XIV . И в моей жизни нашлось место ритуалу создания песочной мандалы Зеленой Тары — Будды Медицины. Кстати, об этом процессе я неоднократно слышала и, видимо, пришло время стать свидетелем. Как мыслит представитель западного менталитета — "решил-сделал"? У меня же получилось несколько иначе. Поднявшись на Новороссийско-Сухумское шоссе, я около 20 минут стояла с поднятым вверх большим пальцем, сигналя жестом стопщика, мысленно настраиваясь на доброжелательного попутчика. Под нещадно жарким солнцем, минуты растянулись в часы, голова расплавилась и отказалась создать образ добропорядочного гражданина, желающего подвезти меня до Краснодара. Поэтому доехав на рейсовом автобусе до Возрождения, я с благоговением опустила свое бренное тело в водопад Жане. Прохладительная процедура была подкреплена взыванием помощи у воды, как принято у язычников, получающих силы от природы. И результат моего внутреннего действия воплотился в молодом и улыбчивом парне Андрее, который вез в подарок своей краснодарской крестнице корзинку с домашними яйцами. Путь в Краснодар за разговорами пролетел, не только незаметно, но и стремительно — за 2,5 часа. С добрыми пожеланиями от Андрея и подсказками краснодарцев, я вошла в зал музея, где царила Атмосфера. Именно с большой буквы возможно попробовать описать то, чему я была свидетелем. "Внутренние процессы, сопровождающие ритуалы и озарения, получаемые в медитации, невозможно увидеть глазами"- вспомнила я высказывание Далай-лама XIV . "При этом наблюдать внешнюю сторону ритуала весьма благоприятно, ибо это создает в человеке связь с данными духовными практиками и раскрывает заложенный в нем потенциал" — так Его Святейшество описывает свидетельствование. Мне было спокойно и словно для меня время остановилось, предоставив возможность вслушаться в необычные звуки и всмотреться в необычную для европейца картину. Разноцветные флажки с мантрами — текстами священных писаний, огромные маски сказочных животных, олицетворяющие буддийские божества, скульптура Будды Медицины, у которого лежали подношения фруктами — эти атрибуты буддийской веры отличаются от православных. Но отличительная внешняя форма заключает содержащийся в ней смысл, который един для различных конфессий — переживание единения с миром. Чтобы возникло переживание у пришедших на ритуал в краснодарский музей странствующие четыре тибетских монаха кропотливо создавали рисунок, отображающий Вселенную. Он выполнен из разноцветного толченого мрамора в точном соответствии с древними буддийскими текстами. За многолетнюю практику обучения монахи монастыря Гьюдмед в мельчайших деталях запоминают внешний вид десятков мандал и Зеленая Тара — одна из многих. И представьте, что возведение мандалы требует от монахов такой огромной концентрации, такой силы мотивация, чтобы искусство стало совершенным и дало людям мощное переживание. Буддисты настроены на то, что чем чище будут их намерения, чем совершенней станет их искусство, тем больше пользы получит каждый, кому доведется взглянуть на мандалу. Я слышала из уст людей возглас восхищения — так увиденная рукотворная красота завораживала зрителей. Говорили, что приход на буддийский ритуал стал шансом очутиться на острове уединения, на котором нет места беспокойству и страданию. А кто-то из гостей этой атмосферы сумел встретиться с внутренней тишиной или с собственными доброжелательными мыслями. По вере буддистов цель людей свидетельствующих создание мандалы — вобрать в себя целительную энергию пространства, сконцентрированную в зале молитвами монахов Тибета и благопожеланиями собравшихся. Кстати, буддийская трактовка целительства необычна тем, что мандала являет собою маленькую модель Вселенной, а следовательно энергия целой Вселенной "работает" на человека. Но это двусторонний процесс — человек с чистыми помыслами делает кропотливую работу и завершенная мандала делится концентрированной энергией с человеком. А за спиной у монаха "стоит" учитель, который из уст в уста передал знания, и за последним следом выстроилась непрерывная линия преемников древнейшего учения. И благодаря такой передаче учения, у буддийского монаха отшлифовывается смысл — отдавание себя рукотворному хрупкому чуду — мандале, которая будет разрушена, как подтверждение непостоянства сущего. Разглядывая маску тигроголовой Дакини, которая по мифу являлась медитирующему отшельнику и открывала ему суть духовных практик, под звуки медных цимбал я незаметно для себя перестала быть любопытной к новой вере. Я стала вбирающей и впитывающей в себя Атмосферу. И глубокое переживание любви к жизни меня поглотило, и слезы утолили жажду души. И я поняла, что как бы люди ни относились к мандале: как к произведению искусства или к священному объекту, она дарит нам многообразие переживаний, видимо, сколько мельчайших песчинок уходит на ее построение.
Татьяна Балуева
|
|||||||||
|
||||||||||